Психология и естественные науки

время отечественный философ Б. М. Кедров и крупнейший психолог XX в. швейцарец Жан Пиаже (Piaget, 1896-1980). Б.М.Кедров представил свою классификацию в виде «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол — общественные науки, нижний правый угол — философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными науками) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными находятся технические науки.

Психология же занимает центральное место и имеет линии связи, соединяющие ее со всеми тремя группами наук. Ж. Пиаже, выступивший в свое время с откликом на данную классификацию в своем докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе в августе 1966 г. в Москве [92], в целом положительно оценил данную схему, добавив, однако, следующее важное положение. У Б. М. Кедрова связи психологии с другими науками были односторонними, т.е. философ рассматривал то, как влияют на психологию другие науки (действительно, псих

ология, как отмечал Ж. Пиаже в докладе, является совместным продуктом естественных, общественных и философских наук). Однако, по Ж.Пиаже, связи психологии с другими науками должны быть «двусторонними»: психология, в свою очередь, вносит свой вклад в эпистемологию1 всех вышеперечисленных наук, поскольку пытается раскрыть психологические механизмы познания тех или иных сфер действительности. В настоящее время позиция Ж. Пиаже выглядит предпочтительнее: действительно, современные науковеды пришли к выводу о том, что развитие науки как особой сферы деятельности человека во многом опосредствованно психологией ее представителей, хотя связи здесь очень сложные и непрямые. Взять хотя бы проблему научного открытия. В последние годы появляется все больше работ о психологии научных открытий и о психологии научного творчества вообще, что позволяет рассчитывать именно на взаимодействие психологии и других наук, а не просто на использование ею идей других наук для решения своих задач.

Мы предлагаем свою схему классификации наук и места психологии в ней, не претендуя на ее фундаментальность. Скорее, это учебное средство для облегчения первоначальной ориентации

Ж. Пиаже

1 Эпистемология (от греч. episteme — знание и logos — наука) — теория познания.

Рис. 3. Система наук и место психологии (4х) в ней

в различных отраслях1 психологии, каждая из которых занимается разрешением конкретных психологических задач. Данную схему также можно представить в виде треугольника, на одной из вершин которого находятся естественные науки, на другой — общественные науки, на третьей — технические науки. На наш взгляд, общественные и технические науки, вместе взятые, можно назвать гуманитарными науками, поскольку общество — это система объединенных определенными отношениями людей, а «техника» (от греч. techne — искусство, ремесло, мастерство) — совокупность средств и приемов человеческой деятельности, опосредствующих как отношения людей друг к другу, так и, собственно, отношения человека и природы. Однако наш треугольник — проекция на плоскость стереометрической фигуры, а именно треугольной пирамиды, на вершине которой находятся философские и математические науки (рис. 3). На наш взгляд, они, в отличие от

1 Не следует путать понятия «направления» и «отрасли» психологической науки. В первом случае речь идет о разных по своим взглядам школах в психологии (бихевиоризм, психоанализ и др.). Каждая из школ имеет свои представления о предмете, методах изучения выбранной ею реальности и соответствующих практических приложениях полученных знаний. Отрасли же психологии решают конкретные психологические задачи, обусловленные запросами, поступающими из разных сфер реальности (это, например, педагогическая психология, психология труда и т.п.). Поэтому представители одного и того же направления могут работать (и работают) в разных отраслях психологии и, напротив, в одной и той же отрасли (например, в детской психологии) -могут работать представители разных школ с различными теоретико-методологическими ориентациями (например, бихевиористы, психоаналитики и др.). О направлениях и школах психологии речь впереди, в данном же параграфе будут рассмотрены основные задачи некоторых отраслей психологической науки.

иных (конкретных) дисциплин, изучающих тот или иной аспект реальности, вооружают исследователя обобщенными (качественными и количественными) методами познания любой реальности. Тогда психология как наука будет практически даже не в центре треугольника, а внутри треугольной пирамиды.

При этом отдельные отрасли психологии по-разному связаны с вышеперечисленными группами наук. Одни отрасли примыкают по решаемым в них задачам к естественным наукам, другие — к общественным, третьи — к техническим. Есть и те отрасли психологии, которые как бы «парят» над плоскостью треугольника, т.е. находятся ближе всего к философии и математике. Таковой, на наш взгляд, является общая психология, выступающая, по мнению многих отечественных психологов, «философией психологии» и всеобщей методологической основой психологической науки. В следующих параграфах главы будут рассмотрены задачи, которые решаются в различных отраслях психологии.

§ 5. Психология и естественные науки

Рассмотрим сначала те отрасли психологии, которые примыкают к естественным наукам. Тесно связаны с некоторыми из них, в частности с медицинскими науками, две важнейшие отрасли психологии — патопсихология и нейропсихология.

Патопсихология занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психологических нарушений в основном при психических (реже — при соматических) заболеваниях как у взрослых, так и у детей. Как это происходит, поясним на нескольких примерах. Существуют патопсихологические методики, с помощью которых можно установить какие-либо нарушения тех или иных психических процессов. С помощью методики классификации, например, можно изучить особенности процессов обобщения у разных категорий психически больных, которые отличаются от способов обобщения у людей, называемых практически здоровыми. Больному предъявляется несколько десятков карточек, на которых нарисованы различные предметы домашнего обихода, растения, животные и др., и предлагается разложить их в кучки (сгруппировать) по принципу «что к чему подходит».

Это означает, что испытуемый должен выделить общий для какой-то группы предметов признак, т.е. произвести обобщение. Практически здоровый испытуемый обычно не затрудняется с выделением таких групп, как «растения» и «животные» (внутри которых могут быть подгруппы «культурных» и «дикорастущих» растений, «домашних» и «диких» животных и т.п.), «мебель», «одежда», «посуда» и т. п. По сравнению с этими практически здоровыми людьми страдающие, например, ранней эпилепсией обнаруживают иные формы группировки, в основе которых лежат обоб-

щения по конкретно-ситуативному принципу (что считается «снижением» уровня обобщающей деятельности). Это фактически даже не обобщения, а сочетания разных предметов по принципу их одновременного использования в той или иной ситуации (в этом больной видит «общность» предметов). Например, в одну группу кладутся картинки с изображениями стола, стула, настольной лампы, чашки, ложки, хлеба, сыра — всем этим больной пользуется по утрам.

Такие же особенности форм обобщения у данной категории больных выявляет и методика, где требуется из представленных четырех изображений предметов выбрать одно, которое «не подходит» к остальным (имеющим между собой что-то общее), и объяснить свой выбор. Больной с аналогичными нарушениями (снижением уровня обобщений) не может ничего исключить из набора изображений трех видов обуви и голой ноги: «Здесь ничего нельзя исключить: ведь обувь надевают на ногу». В такой же ситуации с изображением часов различного вида и денег больной не соглашается исключить деньги: «Во-первых, без денег не проживешь, а во-вторых, только на деньги можно купить часы» [36].

Напротив, больные шизофренией дают ответы, противоположные вышеописанным, поскольку в их основе лежат весьма абстрактные обобщения, оторванные от конкретных предметных связей, — и это выглядит, как правило, необычно и странно для практически здорового человека. Карточки «гусь» и «поросенок» кладутся вместе не потому, что это изображения разных домашних животных, а потому, что они объединены в пословице «Гусь свинье не товарищ». Часы и велосипед объединены в одну группу, поскольку они «измеряют» (часы — время, а велосипед — когда едет — пространство).

Патопсихолог в клинике помогает врачу поставить более точный диагноз и принимает участие в работе по коррекции психических и личностных нарушений у разных групп больных. Таким образом, решая практические задачи, патопсихология вносит вклад и в разработку фундаментальных проблем психологии, поскольку изучение патологии помогает лучше понять норму: механизмы психических процессов, которые бывает очень трудно выявить при нормальном их протекании, «обнажаются» при их нарушении.

Нейропсихология изучает специфические «вклады», которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.п.) вносят в протекание психической деятельности (что имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальной проблемы «психика и мозг»), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (так же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные задачи.

Покажем на примерах работу нейропсихолога и ту реальность, с которой он имеет дело. При повреждении различных отделов мозга наблюдаются определенные психологические нарушения. Так, массивные поражения «первичных» (проекционных) зон зрительной коры обоих полушарий головного мозга (17-го поля, по К.Бродману’) вызывают «центральную» слепоту (т.е. слепоту, обусловленную разрушением коры головного мозга, а не глаз или зрительных нервов). К счастью, полная потеря зрения случается редко; чаще встречаются менее массивные поражения первичной коры, вызывающие лишь появление «слепых пятен» в отдельных участках зрительного поля, которые могут быть компенсированы (движениями глаз и другими способами).

Поражения «вторичных» («гностических») отделов затылочной коры (18 — 19-го полей, по Бродману) вызывают нарушения узнавания видимых человеком предметов (эти нарушения называются зрительными агнозиями). Так, при рассматривании изображения очков больной никак не может их узнать и начинает гадать, что же это за предмет: «Кружок, еще кружок и перекладины — наверное, велосипед?» [79, 140]. Однако тот же больной может правильно назвать этот же предмет (очки), если предъявить его не зрительно, а в другой модальности (например, он ощупает его руками).

При поражении «третичных» зон коры, располагающихся между корковыми представительствами зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов (39, 40, 37-го полей), у больных наблюдаются более сложные нарушения в области «пространственного синтеза», т.е. эти люди теряют возможность ориентироваться в системе пространственных отношений (путают «право» и «лево», не могут расположить объекты в трехмерном пространстве по образцу и т.п.). Таким образом, это уже не собственно зрительное нарушение, а сложный сплав зрительных, пространственно-слуховых и двигательных расстройств. Интересно, что у тех же больных наступают одновременно и расстройства понимания некоторых логических отношений в речи. Так! например, они не понимают выражений «круг под крестом» и «крест над квадратом», не могут понять разницы в значении выражений «отец брата» и «брат отца» и т. п.