Иерархическая модель структуры способностей

Владимир Николаевич Дружинин «Психология и психодиагностика общих способностей.» Рис.4. Иерархическая модель структуры способностей. При факторизации тестов, построенных по принципу иерархической модели, выделяется спирменовский «G»-фактор и его же 3 групповых: вербальный, прост­ран­ствен­ный и групповой. Можно привести еще ряд заме­чаний, но иерархическая модель получила широкое рас­пространение благодаря тестам, в первую очередь, — тестам Д.Векслера, которые были созданы …

Семейство вероятностных моделей Раша

Владимир Николаевич Дружинин «Психология и психодиагностика общих способностей.» Опять-таки, все затруднения мы вводим лишь на основе глубинной аналогии между «внешними» и «внутренними» планами поведения. Если пользоваться формализованным языком, то единственное, чем варьирует экспериментатор — это трудность задания, а у испытуемого есть лишь одно средство ее преодолеть — проявить свои способности. Независимость объективного уровня трудности задания …

Факторизация по методу главных компонент

Факторизация по методу главных компонент с последующим их вращением по методу Г.Кайзера дала два значимых фактора. Наибольший вес по первому фактору имел традиционный показатель продуктивности, исполь­зуемый в тесте Равена, а наименьший показатель, учи­тыва­ющий ранг наиболее сложного решенного задания.

Прогрессивные матрицы Равена

3.2. Прогрессивные матрицы Равена Равен был учеником Ч.Спирмена. В 1936 году он сов­местно с Л.Пенроузом предложил тест Progressive Matri­ces для измерения уровня развития общего интеллекта. По мнению Спирмена наилучшим способом определения интеллекта является тест на поиск абстрактных отно­шений. В основу заданий теста положены теория гештальта и теория интеллекта Ч.Спирмена. Предпо­лага­ется, что испытуемый первоначально воспринимает задание …

Владимир Николаевич Дружинин «Психология и психодиагностика общих способностей.»

Владимир Николаевич Дружинин «Психология и психодиагностика общих способностей.» ПРЕДИСЛОВИЕ. psihologiya-i-psihod В основе этой книги — курс лекций, который читал автор на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МПГУ. Общение со слушателями, помимо того что оно упорядочивает собственные мысли, является стимулом к написанию текста: легче отослать студента к соответствующей странице, чем пересказывать ее …

Принцип «общее предшествует частному»

Владимир Николаевич Дружинин «Психология и психодиагностика общих способностей.» Пока мы оставим в стороне вопрос том, является ли любая психическая система функциональной в смысле П.Н.Анохина, то есть системой, обеспечивающей достижение полезного человеку результата. Правда, В.Д.Шадриков вводит понятие общей ода­ренности, определяя ее как пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от которых зависит успешность разных деятельностей, …

Общая идеология факторного подхода

Владимир Николаевич Дружинин «Психология и психодиагностика общих способностей.» и, управления и контроля психической активности» [7]. Однако можно долго блуждать в потемках субстациональных определений интеллекта. На помощь в затруднительных случаях такого рода приходит измерительный подход. Интеллект можно определить через процедуру его измерения как способность решать определенным образом сконструированные тестовые задачи.

Шкала умственного развития Бине-Симона

Таблица 1. Шкала умственного развития Бине-Симона (вариант 1911г.) из Л.Ф.Бур­лачук, С.М.Морозов «Словарь — справочник по психодиагностике». Киев, 1989г. Воз­раст Cодержание задания Воз­раст Cодержание задания 3 года

Классификация факторных моделей интеллекта

Владимир Николаевич Дружинин «Психология и психодиагностика общих способностей.» 4.Объяснение смысла карти­ны 5.Завершение рассказа С точки зрения современных представлений об интеллекте, не все задания могут быть хоть как-то соотнесены с этим свойством. Но идея универсальности интеллекта как способности, влияющей на успешность решения любых задач, получила подкрепление в факторных моделях.

Модель Дж.Гилфорда

Владимир Николаевич Дружинин «Психология и психодиагностика общих способностей.» М. Ассоциативная память — измеряется тестами на механическое запоминание ассоциативных пар. Р. Скорость восприятия — определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях. Разделяют вербальный («восприятие клерка») и «образный» подфакторы.