Леонтьев

Психология (учебно-методическое пособие)
В 1930 г. Леонтьев уезжает из Москвы в Харьков (тогдашнюю столицу Украины) и создает собственную научную школу, центральной для которой становится понятие не о знаке (слове), а о практическом действии. В зависимости от этого действия становятся речь и речевое общение, память восприятие и другие процессы. В этот же период, ключевой для Леонтьева, становится проблема развития психики. Он ставит задачу, используя данные биологических наук, проследить этапы этой важнейшей части эволюционного процесса, переходя от вопроса о генезисе психики к сменяющим друг друга ступеням ее эволюции в животном мире и к факторам исторического развития сознания.

Свой капитальный труд «Развитие психики» Леонтьев защитил в 1940 году в качестве докторской диссертации.

Главной методологической задачей Леонтьев ставил разработки теории деятельности. Инициатором внедрения принципа деятельности в психологии был С.Л. Рубинштейн. Она имела марксистские корни. И Леонтьев, будучи последовательным приверженцем преобразования всей системы психологического знания на началах марксизма в течении многих лет разрабатывал свой вариант внедрения принципа деятельности в психологию. Путевой нитью для него служил структурный анализ деятельности, выделения в ней компонентов и уровней, образующих систему, функционирующую как целое. Особое место отводилось отношению между строением деятельности и строением сознания. Проводилось различие между значением и смыслом с тем, чтобы отграничить компоненты общественного опыта, запечатленные в слове, от личностного смысла тех событий, которые переживаются субъектом.

В своей обобщающей работе «Деятельность, сознание, личность» особое внимание он уделил системному характеру деятельности, с ее внутренними переходами и превращениями, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в систему общества.

Многие идеи Леонтьева стимулировали экспериментальные замыслы, относящиеся к различным психологическим феноменам – к целесообразованию, мотивации, превращению действия в автоматизированную операцию и др.

Поэтому можно смело сделать вывод, что А.Н. Леонтьев был не только идейно-теоретическим, но и организационно-административным лидером. Во многои благодаря его усилиям психология в нашей стране выделилась из придатка «педагогических наук» в самостоятельную науку, были созданы первые факультеты психологии в Московском и Ленинградском университетах, Институт психологии АН СССР. С начала сороковых годов и до конца жизни он занимал ведущие административные места посты в психологических учреждениях, журналах, обществе психологов СССР, в АПН РСФСР и СССР, представлял нашу страну в Международном союзе научной психологии, и т.д.

В ХХ в. развитие психологии существенно изменяется. На смену отдельным парадигмам на каждом отрезке исторического развития приходит сосуществование нескольких альтернативных друг по отношению к другу направлений. В контексте различных направлений приоритетное значение приобретает ориентация на разработку различных атрибутов. А это предопределило то, что обнаруживаемые атрибуты психического предстают как специфические преломления общенаучных категориальных схем в «ткани» психической реальности. Картина психической реальности дополнена такими признаками как экстериоризуемость — атрибут, в разработку которого наибольший вклад внес бихевиоризм; стратифицированность — свойство, значимость которого для характеристики психического наиболее убедительно продемонстрирована в психоанализе; гештальтность — специфическое обнаружение целостности психического направления, получившем одноименное наименование; эргичность — способность к взаимообратимой трансформации образований социокультурной и психической реальностей, акцентрированная в деятельностной теории психики.

Линия развития представлений о психической реальности дополнена через расширение предыдущей совокупности признаков:

?чувствительность — способность живого организма преобразовывать физи-ческие и биологические воздействия в феномены психической реальности;

?восприимчивость — способность отображать внешние воздействия и конструировать себя за счет этого в качестве субъекта психического отражения;

?переживаемость — явленность (данность) субъекту определенных состояний как событий его внутреннего мира, как формы манифестации субъектной экзистенциальности;

?опредмечиваемость — способность субъекта психического отражения запечатлевать (сохранять) определенные события, объекты в форме предметов — представлений его внутреннего мира;

?целесообразность — подчиненность поведения живого существа внутренним факторам, придающим ему избирательный, ценностно-организующий, упорядочиваю-щий характер;

?научаемость — способность живого существа модифицировать собственное поведение в направлении расширения спектра доступных реакций, расширяющих его адаптивные возможности за счет накопления опыта жизнедеятельности;

?обучаемость — направленность живого существа на воспроизведение в собственном поведении индивидуальных вариантов активности, вырабатываемых другими индивидами.

Психическая реальность существует как система надорганизованных информа-ционных органов отражения и регуляции активности живых существ, формирующихся в результате их взаимодействия с окружающей средой и подобными им индивидами. Атрибутивными свойствами человеческого уровня психической реальности являются следующие признаки: рефлексивность, эвидентность, интенциональность, имманентная субъектность.

Изучив краткий исторический обзор направлений изучения человека, студент должен знать не только направление психологии и предмет исследования, но из анализа представлений о человеке в основных направлениях и научных школах сделать определенные выводы:

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т.д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека уже в качестве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

Гуманистическая психология

Одним из ведущих направлений современной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970); это состоялось в 60-е годы нашего столетия. В центре гуманистической психологии — понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или нейтрален; агрессия, насилие возникает в связи с воздействием окружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т.е. творческая направленность, которая врождена всем, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный «детский» взгляд на мир.

В основе концепции Маслоу — его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни снизу вверх.

6. В самоактуализации: стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности.

5. Эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте.

4. Познавательные потребности: стремление много знать, уметь, понимать, исследовать.

3. Потребности уважения (почитания): стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету.

2. Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач.

1. Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и другие.

Маслоу полагал, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем чем возможно; это — потребность в самоусовершенствовании, в реализации своего потенциала.