Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Р.С. Немов «Психология»
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Т е м а 1. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.

1. Психологические проблемы обучения и воспитания.

2. Значение различных психологических знаний для педагогической практики.

Т е м а 2. Определение психологии как науки.

1. Примеры явлений, которые изучает психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками.

2. Историческое преобразование определений предмета психологии.

3. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.

4. Психология как система развивающихся наук. Основные отрасли психологии, знание которых необходимо для обучения и воспитания детей.

Шиллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения // История зарубежной психологии: 30—60-е годы XX века. Тексты. — М., 1986.

Тема 3. Основные отрасли психологии.

1. Фундаментальные и прикладные отрасли психологической науки.

2. Общие и специальные отрасли психологии.

3. Состав и основные проблемы общей психологии.

4. Краткая характеристика различных отраслей психологической науки.

Т е м а 4. Методы исследования в психологии.

1. Проблема метода исследования в психологии.

2. Наблюдение и его разновидности.

3. Типы и виды опроса.

4. Экспериментальный метод в психологии.

5. Психологические тесты.

6. Моделирование в психологии.

Темы для рефератов

1. Система явлений, изучаемых в современной психологии.

2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

3. Методы психологических исследований.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Научное и житейское понимание психологических явлений.

2. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

3. Моделирование как метод психологического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

I

Асеев В.Г. Возрастная психология. Учебное пособие. — Иркутск, 1989. (Методы психологии: 9—31.)

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988. (Общее представление о психологии как науке: 7—19, 48—63. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения: 34-47.)

Естественнонаучные основы психологии. — М., 1978. (Место психологии в системе наук: 7—11.)

Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М., 1975. (Психология как наука, ее предмет и практическое значение: 3-32.)

Общая психология. — М., 1986. (Предмет психологии: 5—29. Состояние, структура и методы современной психологии: 30—62.)

Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. — М., 1967. (Проблема методов психологии: 144—164.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. (Предмет и методы психологии: 12—62.)

Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1985. (О методах психологического исследования: 280—309.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. I, И. — М., 1966. (Экспериментальный метод в психологии: 99—155.)

II

Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. (Методы изучения памяти: 73—98.)

Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. Психофизиологическое исследование. — М., 1980. (О предмете и методе психофизиологии: 5—11.)

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — Изд. 2-е, дополненное. — М., 1989. (Активность психики человека: 23— 78. Состояния человека (бодрствование, сон, гипноз): 111—158.)

Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. (Дифференциальная психология: 8—14.)

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. (Социальная психология, ее становление и предмет: 32— 41. Методы психологии: 49—56.)

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. I. — М., 1987. (Психология, педагогика, школа: 217—228.)

Хессет Дж. Введение в психофизиологию. — М., 1981. (Что такое психофизиология: 13—18.)

III

Анастази А. Психологическое тестирование. — Кн. 1, 2. — М, 1982. (Тесты: Кн. 1: 31-37. Кн. 2: 123-308.)

Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. — М., 1969. (Психология и математика: 28-40.)

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978. (Методы исследования интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равена: 46—79.)

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). — М, 1979. (Психическое как процесс.)

и

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. I. — Л., 1974. (Основные характеристики психических процессов: 9—17.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. I. — М., 1982. (Методика рефлексологического и психологического исследования: 43—46. Инструментальный метод в психологии: 103—108.)

Дубинин Н.П., Карпец ИЛ*., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. — М., 1989. (Методы психогенетических исследований. Исследование близнецов: 104—107, 152—168.)

Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980. (Методы изучения эмоций: 92—116.)

Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1986. (Моделирование психических процессов: 55—74.)

Нейрофизиологические механизмы внимания. — М., 1979. (Нейропсихология внимания: 118—128.)

Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Развитие учения о психических состояниях: 7—12.)

Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., 1976. (Место психологии в системе комплексного исследования творчества: 133— 144. Психологический механизм творчества: 145—207.)

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980. (Общая характеристика и классификация проективных методик: 10—18.)