Владимир Николаевич Дружинин «Психология и психодиагностика общих способностей.»
Рис.4. Иерархическая модель структуры способностей.
При факторизации тестов, построенных по принципу иерархической модели, выделяется спирменовский «G»-фактор и его же 3 групповых: вербальный, пространственный и групповой. Можно привести еще ряд замечаний, но иерархическая модель получила широкое распространение благодаря тестам, в первую очередь, — тестам Д.Векслера, которые были созданы на ее основе [15].
В отличие от модели Ф.Вернона модель Д.Векслера влючает в себя лишь три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень групповых фаторов, а именно, — интеллекта действий и вербального интеллекта и 3) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам.
Д.Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Д.Векслер показал, что успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщения к культуре, любознательности, двигательной активности и т.д. Личностные особенности человека прямо детерминируют любой интеллектуальный акт.
Д.Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный интеллект — его природные психофизиологические возможности.
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют об обратном: преимущественно обусловлены наследственностью оценки по вербальной части шкалы Д.Векслера (субтесты «Осведомленность», «Словарный», «Шифровка»), а социальными факторами обусловлена успешность выполнения невербальных тестов («Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Кубики Косса»), а также субтеста «Понятливость» [16].
В заключении остановимся на наиболее старой априорной иерархической модели интеллекта, предложенной Сирилом Бартом [17].
Его функциональная модель структуры интеллекта включает в себя 5 уровней. Критерием выделения уровня является сложность когнитивного процесса: 1) уровень общего интеллекта, 2) уровень концептуальных отношений, 3) уровень ассоциаций, 4) уровень восприятия, 5) уровень ощущений.
Рис.5. Иерархическая модель интеллекта С. Барта.
На мой взгляд, в настоящее время эта модель — «достояние истории». Иерархическая модель, по мнению многих авторов, является не столько теорией, сколько способом борьбы с изобилием специфических факторов, то и дело рождающихся при факторноаналитических исследованиях.
Есть одна важная закономерность: чем шире диапазон используемых тестов (чем разнороднее задачи) и чем более выборка испытуемых приближается по своим характеристикам к генеральной совокупности, тем более явно при факторноаналитической обработке результатов выделяется «G»-фактор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
2. Палани Л. Личностные знания. М.: Наука, 1986.
3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
4. Способности и склонности. М.: Просвещение, 1989.
5. Tompson J. Intelligence // P.Mc Guffin, M.F. Shanks, R.G.Holdson (eds). The scientific principles of psychology N.Y. Gune & Stratton, 1984.
6. Sternberg P.Y. Inside intelligence // Amer. scientist. 1986. Vol. 74, N 2. P. 137-143.
7. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. N 5. С. 125.
8. Харман Д. Факторный анализ. М.: Финансы и статистика, 1973.
9. Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and individual differenses. A natural scinence approach. N.J.London: Plenum Pr., 1985.
10. Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. N 2.
11. Kelly T.L. Crossroads in the Mind of Man: A Study of Differentiable Mental Abilites. Stanford. 1928.
12. Guilford J.P., Hoepfner R. the analysis of intelligence. N.Y., 1971.
13. Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin company, 1971.
14. Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1950.
15. Wechsler D. The measurement and abraisel of adult intelligence. Baltimore: Williams and Wilkins, 1958.
16. Особенности развития близнецов. Под ред. Г.К.Ушакова. М.: Медицина, 1977.
17. Bert C. The structure of mind: a review of the results of factor analysis // Britich Journal Educatinal Psychology. 1949. N 19. P. 49-70.
глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА
3.1. Психометрические замечания
Психологической диагностике способностей как одной из самых популярных последние 10 лет в нашей стране области психологии посвящено множество монографий, практических руководств, методичек и т.п., см. например [1].
Их тиражи избавляют от необходимости пересказывать соответствующее содержание. Тем более, что основное «смысловое ядро» без изменения переходит из книги в книгу. Интересующиеся проблемами психометрии и психодиагностики способностей могут обратиться к соответствующей литературе. Оставим за пределами изложения проблемы валидности, надежности и достоверности тестов интеллекта, проблему применимости тех или иных диагностических процедур при решении научных и практических задач, детальную информацию о многочисленных тестах и тестовых батареях, созданных в нашей стране или за рубежом.
Я остановлюсь только на основных, наиболее распространенных в нашей стране тестах общего интеллекта и структуры интеллекта, по возможности опираясь на опыт применения этих тестов в лаборатории психологии способностей Института психологии РАН. По причине редкого применения в нашей стране и отсутствия квалифицированной ревалидизации, ряд тестов, в частности Стенфорд — Бине, в книге рассматриваться не будут.
Несмотря на вышесказанное, для удобства изложения нужно привести некоторые общие соображения, касающиеся диагностики интеллекта и конструирования тестов интеллекта.
Разработка любого психодиагностического теста состоит из трех этапов: 1) анализ диагностической проблемы, 2) собственно конструирование теста, 3) отбор пригодных заданий.
На первом этапе автор формулирует для себя задачу: что диагностировать, а именно, — какое психическое свойство он собирается измерять.
Ответ на этот вопрос содержится в многочисленных концепциях интеллекта. Автор либо берет на вооружение одну из существующих, либо, ежели существующие концепции в чем-то его не устраивают, создает свою. Другой вопрос: как измерять? Производится теоретический анализ достоинств и недостатков существующих методов, и ежели методы, созданные до сих пор, не удовлетворяют автора по некоторым теоретическим или практическим соображениям, он берется за создание собственной методики.
Ответ на вопрос «для чего?» и сама его постановка от автора не зависит, а определяется той научно — практической задачей, которую он может модифицировать, но не в силах игнорировать.
На втором этапе происходит собственно работа по созданию теста. Главным инструментом здесь служит авторская интуиция, опыт предшественников и знание специфики некоторой интеллектуальной деятельности. Для диагностики соответствующих ей способностей и предназначен тест.
Психолог обычно исходит из интуитивного представления об изоморфизме внутреннего (ментального) и внешнего (моторно — перцептивного) планов действия и аналогией между внешним и внутренним действием.
Любая психологическая методика на диагностику интеллекта или парциальных способностей есть задача (игровая, учебная или трудовая), как некоторая модель ситуации, встречающейся в обычной человеческой жизни.
Внешняя валидность теста (ее еще можно назвать «экологическая валидность» — это соответствие тестовой задачи той реальной жизненной задаче, которая служила прототипом теста.
Что касается внутренней валидности, которая, как известно, заключается в соответствии процедуры измерения измеряемому свойству, то она достигается интуицией исследователя, который предположил, что именно решение данной задачи определяется уровнем развития у человека определенного психического свойства.
Чтобы «измерить» это свойство, мы можем лишь вооружить человека средствами («внешними» и «внутренними», проводя обучение или инструктируя). Можно воздвигать на пути правильного решения препятствия, затрудняя первичный анализ материала и условий задачи, повышая уровень трудности, вводя дополнительные помехи («внешние» и «внутренние»), изменяя «обратную связь» и так далее.