Факторизация по методу главных компонент с последующим их вращением по методу Г.Кайзера дала два значимых фактора. Наибольший вес по первому фактору имел традиционный показатель продуктивности, используемый в тесте Равена, а наименьший показатель, учитывающий ранг наиболее сложного решенного задания.
Соответственно, второй фактор имел максимальную нагрузку на последний показатель и минимальную — на традиционный, используемый в тесте Равена.
Поскольку первый фактор объяснял 64,9% дисперсии, а второй только 32%, можно было сделать совершенно очевидный вывод, что успешность выполнения теста Равена, несмотря на то, что он является типичным тестом «уровня», определяется скоростным фактором интеллекта в большей мере, чем фактором, обусловливающим решение сложных заданий. Естественно, результаты факторизации показали, что это разные факторы, и, следовательно, тесты «скорости» измеряют иной «интеллект», чем тесты «уровня». Этот результат тем более интересен, что тест Равена мы использовали без ограничения времени решения (не как тест «скорости», а как тест «уровня»).
Второй фактор интерпретируется как предельная возможность испытуемого при выполнении теста, что в большей мере соответствует интуитивному пониманию способности.
Однако тестовая шкала, по которой способность будет определяться решением лишь одного тестового задания, будет очень подвержена действию случайных факторов. Данные шкалограммного анализа показали, что испытуемые, решившие сложные задания часто не справляются с простым.
Коэффициент корреляции реальной шкалограммы с идеальной равен 0,82 (желательная величина — 0,9).
Тем самым, наиболее приемлем комплексный показатель, учитывающий как число заданий, так и их эмпирически установленную сложность.
Первый же фактор следует назвать фактором скоростной продуктивности, что соответствует пониманию интеллекта Г.Айзенком.
Попытку разрешить дилемму «сложности» и «скорости» предпринял в 1984 году Л.Т.Ямпольский [8].
В начале исследования он поставил несколько иную проблему, а именно соотношения числа решенных задач и времени решения.
Он предположил, что время решения заданий теста, а также число решенных заданий зависят от сложности заданий.
Л.Т.Ямпольский разработал тест для анализа логико — комбинаторного мышления на определение степени родства. Тест состоял из двух субтестов, задания субтестов отличались.
В начале тестирования проводилась разминка на обобщение родственных отношений («мать-сын», «дядя-племянник»), а затем основная серия. Причем при проведении первого субтеста (5 минут) через каждые 30 минут фиксировалось число решенных задач, а при проведении второго субтеста время решения каждого умозаключения.
Л.Т.Ямпольский провел факторизацию 15-ти линейно — независимых параметров, характеризующих продуктивность испытуемого при выполнении теста.
В результате факторизации ему удалось выявить: 1)фактор времени решения, 2) фактор правильности решения простых задач, 3) фактор правильности решения сложных задач.
Корреляция факторов показала, что факторы не являются линейно — независимыми, а связаны друг с другом.
Л.Т.Ямпольский предложил модель интеллекта вида:
Ii = Fi * F1
Ii — успешность решения задачи i-го уровня трудности,
Fi — правильность решения задач i — той трудности,
F1 — идеомоторная скорость.
Главный результат этого исследования в том, что выявился не один фактор «сложности», а два — по числу уровней сложности тестовых задач.
Подведем предварительный итог.
Выявлено наличие, по крайней мере, двух факторов, определяющих успешность выполнения теста, независимо от содержания теста: фактор «скоростного интеллекта» и фактор «когнитивной сложности» (или предельных когнитивных возможностей). Причем последний, возможно, делится на ряд подфакторов, соответствующих определенным объективно существующим уровням сложности задач.
Таким образом, метрологическая ценность системы существующих тестов под большим вопросом.
Выскажем одно предположение. Можно, на мой взгляд, идентифицировать фактор «скоростного интеллекта» с «G»-фактором Спирмена и «текучим» интеллектом Кэттелла. Фактор же «предельных возможностей», определяемый когнитивной сложностью наиболее трудного решенного задания, возможно, идентичен фактору «кристаллизованного » интеллекта по Г.Кэттелу. Уровень его развития, возможно, определяется когнитивным опытом, который получает ипытуемый в течении жизни.
Перейдем к рассмотрению наиболее распространенных тестов интеллекта. Начнем с уже упоминавшегося выше теста Равена.