Учение о формировании характера

Психология (учебно-методическое пособие)
Тем самым в психологию вводилась в качестве важнейшего объяснительного принципа идея развития. Функции души располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на её основе возникает функция более высокого уровня. (Вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить).

При этом в отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошёл за свою историю весь органический мир. (Впоследствии это было названо биогенетическим законом).

Различие между чувственным восприятием и мышлением было одной из первых психологических истин, открытых древними. Аристотель, следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. В этих поисках он открыл особую область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств. Сейчас их принято называть представлениями памяти и воображения. (Аристотель говорил о фантазии). Эти образы подчинены открытому опять-таки Аристотелем механизму ассоциации — связи представлений.

Объясняя развитие характера, он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки.

Учение о формировании характера в реальных поступках, которые у людей как существ «политических» всегда предполагают нравственное отношение к другим, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Учение Аристотеля о душе составляет как бы переход от органической природы вообще к венцу её — к человеку.

Я говорила уже о том, что разумел Аристотель под именем души. Многие пытались доказать, и небезуспешно, что Аристотель в своём учении о душе собрал всё ценное в этом отношении у своих предшественников, присоединив к этому и собственные исследования и размышления.

Но в некоторых отношениях учение, например, Платона, отличается большей полнотой, особенно в тех вопросах, где проявляется самонаблюдение, способность, которая была больше развита у Платона, чем у Аристотеля. Таким образом, Платон в «Федре», «Филебе» и в других диалогах представил довольно подробный анализ душевных волнений и страстей, которых едва касается Аристотель в своём трактате о душе. У Платона, в делении души по видам, вид страстный поставлен отдельным видом души, отличным в своих проявлениях от других видов. Аристотель же, говоря о склонностях -аппетитах, отождествляет желающий и страстный виды души. Во всём же, что относится к наблюдению других, Аристотель стоит выше Платона.

Законы ассоциации идей были также отчасти известны древним мыслителям, особенно Платону и Аристотелю. Открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое получило название ассоциативной психологии (Аристотель упоминает о них в статье о воспоминании).

Я уже говорила, что Аристотель утверждал, что душа относится к телу, как форма к материи. Но вместе со всем этим он допускал существование разума, называя его формой форм. Относительно этого разума душа представляет материю. Душа принадлежит не только человеку: каждое органическое существо одарено жизненной силой или душой, в которой заключается внутренняя причина и конечная цель всякого органического движения или развития. На этом основании Аристотель допускает, что степень телесного совершенства зависит от жизненной силы или души, а не наоборот, как это утверждали некоторые из прежних греческих мыслителей. Степеней души, обусловливающих известные степени совершенства в развитии органичекой природы, Аристотель различает (как теперь уже известно) три, а именно: душу растительную, животную и разумную, или человеческую.

Предмет антропологии есть человек, как высшая степень в развитии органической жизни. Остальная природа служит как бы приготовлением к появлению человека: всё назначение её — в человеке. Это, по мнению Аристотеля, доказывается тем, что всё в природе служит человеку.

Учение Аристотеля о человеческой разумной душе состоит из ценных наблюдений психологического характера. Он первый положил основание опытному изучению души в связи с телом и в то же время рассматривал её как микрокосм, в котором отражается весь мир. В этом учении Аристотель является неустанным и проницательным наблюдателем; что же касается его объяснений, то они так же слабы, как приведённое выше доказательство, что человек есть цель природы.

И что же уцелело от всего этого? — Наблюдения, факты; объяснения же, как леса, рушились с течением времени.

Название же «психология» появилось в конце ХVI в., общеупотребительным стало в ХVIII в.

Все психологические явления: ощущения и восприятия, представления и мысли, чувства и явления, потребности и интересы, склонности и способности, волевые качества и черты характера требуют правильного научного понимания и составляют предмет психологии.

Борьба между идеалистическим и материалистическим пониманием психики.

Идеалистическая философия о психологической деятельности как проявлении нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все вещи как загадочный «абсолютный дух», идея и пр.

Философское течение дуализм (от лат. до (два) и диалис (двойственный) утверждает существование двух начал, независимых друг от друга, — материя и дух.

Диалектический материализм признает лишь одно начало всего существования — материю, а психику, мышление, сознание рассматриваем как вторичное, производное от материи.

На почве дуалистических учений в психологии ХIХ в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии — Вундт, Эббингаус, Спенсер, Рибо, Бине, Джеймс и др.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. началось быстрое развитие психологии, которое стимулировалось успехами естествознания, в первую очередь развитием эволюционной биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, предъявляемыми к психологии со стороны медицины, педагогики и производства. В результате психология превратилась в самостоятельную, разветвленную область научных знаний.

Раскрываем основные этапы становления психологии как науки.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в ХVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникла в ХХ в. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

IV этап — Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы поведения. Сформировалась на базе философии диалектического материализма. Основой современной психологии является теория отражения.

Основные психологические школы.

Функционализм. У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842-1910).

У. Джеймс полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам, не менее — а возможно, и более — важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, но возможности комфортно себя в нем чувствовать нет. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерывности, противостоящая идее «дискретных элементов»), из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее — каким он его себе выстраивает во внутреннем плане.

Джеймс занимался многими проблемами — от изучения работы мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. С точки зрения Джеймса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает этот выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была главная причина разногласий между Джеймсом и его школой функционализма и другим известным американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера для Джеймса первичным является не отдельный элемент сознания, но его поток как динамичная целостность. При этом Джеймс подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры

Функциональная психология — направление, рассматривающее психику и личность как механическую сумму отдельных психических функций.

Рефлексология.

Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И.П. Павлова (1859-1963) и В.М. Бехтерева (1857-1927). Рефлексология — естественно-научное направление, возникшее в России в начале ХХ в., основоположником которого был В.М.Бехтерев. В противоположность субъективно-идеалистической психологии, открывавшей психические процессы от работы мозга, рефлексология рассматривала психическую деятельность в связи с непрерывными процессами. Однако рефлексология оставалась на позициях механицизма, по существу рассматривая психические процессы как сопутствующие актам поведения.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 — 1927) — выдающий­ся родился русский невропатолог, психиатр и психолог, морфолог и физиолог нервной системы.

Родился в с. Сорали Вятской губернии, в семье коллежс­кого секретаря. В 1873 по окончании гимназии Бехтерев В.М. поступил в медико-хирургическую академию, переименованную позже в Военно-медицинскую академию. С 1878 работал на ка­федре нервных и душевных болезней у профессора И.П.Мержеев- ского. В 1881 успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1885 был избран ординарным профессором по кафедре психиатрии Казанского университета» С 1894 Бехтерев -профессор невропатологии и психиатрии Военно-медицинской академии, с 1897 — профессор Женского медицинского института. В 1903 организовал Психоневрологический институт, в состав которого входили такие передовые ученые, как М.М.Ковалевский, Н.Е.Введенский, В.Л.Комаров. Бехтерев был основателем первого русского журнала по неврологии — «Неврологического вестника» и первого в России »Казанского общества невропатологов и психиатров». Бехтерев принадлежал к передовой русской интел­лигенции. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он встретил с воодушевлением. В 1918 по решению Советского пра­вительства был создан Государственный институт по изучению мозга, руководителем которого был назначен Бехтерев. В 1920 выступил с патриотическим воззванием, направленным против интервенции империалистических государств. Был членом Ленин­градского Совета рабочих, крестьян и красноармейских депу­татов ряда созывов.

Научная деятельность Бехтерева отличается большой пло­дотворностью и неисключительной разносторонностью. Им опуб­ликовано около 600 научных работ, среди них более десяти капитальных монографий. Работы Бехтерева охватывают коренные вопросы морфологии и физиологии нервной системы, психологии, клинической невропатологии и психиатрии.