Работы Бехтерева

Психология (учебно-методическое пособие)
Морфологические работы Бехтерева посвящены вопросам строения всех отделов центральной нервной системы: спинного, продолговатого, промежуточного мозга, больших полушарий головного мозга.

Бехтерев значительно расширил сведения о про­водящих путях и строении нервных центров. Он впервые описал ряд неизвестных до него нервных пучков (проводящих путей) и клеточных образований (ядер). Так, им описано клеточное скопление, находящееся снаружи от угла четвертого желудочка, которое получило название «ядра Бехтерева».

Результаты своих многочисленных морфологических иссле­дований Бехтерев обобщил в фундаментальном произведении «проводящие пути спинного и головного мозга».

Физиологические работы Бехтерева, имеющие особое зна­чение, посвящены выяснению роли различных отделов нервной системы в деятельности органов и систем высших животных и человека. Начиная с 1883 Бехтерев тщательно изучал эти вопро­сы, применяя комбинированные методы экстирпации (иссечение) и раздражения различных участков нервной системы, особенно высших ее разделов. В частности, большое значение имеют физиологические исследования Бехтерева, показавшие, что в промежуточном мозгу (таламическая область) существуют центры, управляющие деятельностью сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, зрачков и других органов. Исходя из этих данных, Бехтерев утверждал, что в этом участке центральной нервной системы существуют высшие вегетативные, в частности симпатические, центры. Таким обра­зом, учение о том, что в таламической области мозга заложены высшие симпатические центры, выдвинутое в 1909-1912 австрийскими неврологами Карилусом и Крейдлем, было задолго до них обосновано и детально разработано Бехтеревым. Бехтерев показал значение таламических нервных центров в возникновении эмоций.

Исследуя влияние коры больших полушарий на деятельность различных органов и функциональных систем, Бехтерев показал, что органы кровообращения, пищеварения, дыхания, мочеотделе­ния и другие представлены в коре больших полушарий соответст­вующими центрами, им установлена также локализация ряда дру­гих центров в коре больших полушарий.

В 1895 Бехтерев доказал, что раздражение определенных центров мозга

ведет к одновременному торможению соответствую­щих антагонистических центров. Этим был вскрыт принцип реципрокных, т.е. соотносительных отношений центров-антагонистов, имеющий существенное значение в деятельности нервной системы. Приоритет этого открытия ложно приписывается зарубежным ученым.

Результаты своих двадцатилетних исследований по физио­логии нервной системы Бехтерев обобщил в капитальном труде «Основы учения о функциях мозга», вышедшем в 7 выпусках в 1903 — 1907. Этот труд сохранил большую научную ценность до наших дней.

Клинические работы Бехтерева посвящены различным вопро­сам невропатологии и психиатрии. Бехтерев первый выделил ряд характерных рефлексов и симптомов, имеющих важное зна­чение для диагностики нервных болезней, им был впервые поставлен вопрос о необходимости изучения в клинике костных рефлексов. Бехтеревым описаны и установлены самостоятельные формы болезней, раннее не выделенные невропатологией. Сюда относятся одеревенелость позвоночника, называющаяся «болезнью Бехтерева».

Клиническим исследованиям посвящено более 150 опубликованных Бехтеревым работ, часть которых нашла отражение в монографиях: «Нервные болезни в отдельных наблюдениях» и «Общая диагностика болезней нервной системы».

В работах по психиатрии Бехтерев рассматривал расстройст­во психических процессов в тесной связи с нарушениями телес­ных функций. Он выступал против системы стеснения психичес­ких больных, широко применял методы трудовой терапии, физ­культуру, водолечение и другое. Бехтерев предложил свои спо­собы лечения ряда болезней, в частности лечение алкоголизма гипнозом. Специальная микстура, имеющая широкое лечебное применение в клинике нервных болезней, известна под названием «бехтеревской».

Работы Бехтерева по психологии тесно связаны с его психиатрическими и психопатологическими исследованиями. Важной вехой в Формировании психологических взглядов Бехтерева является его работа, посвященная экспериментальным исследо­ваниям двигательных областей коры. В этой работе он установил, что все навыки, приобретенные дрессированными собаками, имеют своей материальной основой двигательные области коры головного мозга и исчезают с разрушением последних.

Бехтерев отвергал методы и теории господствовавшей субъек­тивной психологии и выдвигал изучение объективно наблюдаемых реакций организма взамен внутреннего содержания психических процессов. Отвергая субъективную психологию, он выступил за объективную психологию (1907), называя ее «наукой о поведении». В свое время это имело положительное значение в борьбе против идеализма в психологии. С 1918 Бехтерев выступал с механис­тических позиций против психологии как науки, выдвигая вместо нее в качестве самостоятельной области знания «рефлексологию».

Составной частью рефлексологии является учение Бехтерева о «сочетательных» рефлексах, приобретаемых животным и человеком в индивидуальной жизни в результате совпадения, «сочетания» различных явлений внешнего мира с теми или иными врожденными реакциями организма. В своей «рефлексологии» Бехтерев допустил ряд крупных ошибок. В частности, свою концепцию поведения, понимаемого им как совокупность врожденных и индивидуально приобретенных «сочетательных» рефлексов, он целиком распрост­ранял не только на личность, но и на социальные группы. Игно­рируя специфические закономерности высших форм движения (со­циальных явлений или психических процессов), Бехтерев сводил их н общим биологическим законам и даже к общим законам неор­ганической природы (закону тяготения, закону сохранения энер­гии и другим), механистические взгляды Бехтерева нашли здесь свое крайнее выражение.

В последние годы жизни Бехтерев делал попытки прибли­зиться к марксизму, но не сумел полностью преодолеть своих вульгарно-механистических взглядов в индивидуальной и социаль­ной психологии, приведших его к отдельным идеалистическим утверждениям. Научное наследие Бехтерева, в первую очередь его идеи в области неврологии, успешно разрабатывались в дальнейшем советскими учеными.

1.Вильгельм Вундт.

Вильгельм Вундт ( 1832 — 1920 ) — немецкий психолог, физиолог и языковед. Он выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Его основной труд «Основания физиологической психологии», написанная в 1880-1881 г.

Вундт создал в 1879 году первую в мире психологическую лабораторию, которая стала международным центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания. Об этом написано в его труде «Введение в психологию», 1912 год.

Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим методом.

Вундт разделял идеи психофизического параллелизма. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, а поведение человека определяется апперцепцией ( восприятием, требующим напряжения воли ). Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры Вундт предпринял в «Психологии народов» (1900 — 1920 ).

Но это коротко о всей деятельности Вильгельма Вундта. Стоит особо рассмотреть некоторые вопросы над которыми работал ученый.

Большое значение для мировой практики получил метод лабораторного эксперимента, с помощью этого метода исследовалось ощущение, ассоциации, внимание.

ТОРНДАЙК ЭДВАРД (THORNDIKE E.)

(1874 — 1949)

Американский психолог , иссследователь проблем научения Э.Торндайк изучал закономерности адаптации организма к Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку лишь приведя в действие специальное устройство – нажав на пружину, потянув за петлю и т.п.

Поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений – бросались в рвзные стороны, царапали ящик, кусали его и т. п. ,пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих робах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно.

Ход опытовв и результаты изображались графически в виде кривых, где на абсцисссе отмечались повторные пробы, а на оси ординат – затраченное время (в минутах). Полученная кривая (Торндайк называл ее “кривой научения”) дала основание утверждать, что животные действуют методом “проб и ошибок”, случайно находя верное решение. Этот выход был противопоставлен мнению о том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно. В действительности, утверждал Торндайк, все поведение экспериментального животного – результат слепого поиска и случайной удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, напав однажды на правильное действие, животное в дальнейшем совершало мало ошибок. Это рассматривалось как общая закономерность поведения. У животных она выступает в более наглядном виде. Но и человек , по мнению Торндайка , решает задачи в “проблемном ящике” своей жизни аналогичным образом , т.е. постояннно пробуя и ошибаясь и достигая успеха случайно

Казалось бы , Торндайк продолжал направление , считавшееся основой научения и поведения , установление связей между идеями, когда, перебирая идеями, человек случайно находит среди них правильную. Но идея считалась элементом сознания ,Торндайк же объяснял процесс научения ,не обращаясь ни к сознанию, ни к идеям. Он стал на позицию объективного наблюдения и фиксировал только одно : внешние стимулы (ситуации ),с которыми сталкивается организм, и его движение – ответные реакции.

Торндайк считал, что для становления законов ,лежащих в основе обучения, нет необходимости обращаться к представлениям о внутренних психических процессах. Поэтому Торндайка принято считать, одним из родоначальников американского бихевиоризма, отрицающего сознание как предмет психологии .

К законам научения он отнес следующее : 1) Упражнение. Согласно этому закону реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.

2) Закон эффекта, согласно которому из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения.

3) Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию .

Работы Торндайка получили высокую оценку благодоря тому , что он доказал возможнность экспериментального и количественного изучения закономерности поведения целостного организма в проблемной ситуации без относительно к тому , как представлена эта ситуация в сфере сознания. Но в этом же заключалась коренная ограниченность его концепции, поскольку успешность поведения зависит от отображения объективных условий, в которых совершается поведение в форме знания от них.

Торндайк ошибочно противопоставил “пробы и ошибки” как реальный фактор действия организма в сложных условиях дефицита информации ясному и однозначному пониманию этих условий.

Работы Торндайка существенно стимулировали изучение не только сложных навыков, но и интеллектуального поведения в целом. “Интеллект животных ”- так называли пионерский труд Торндайка, показывающий, что понятие об уме должно быть преобразовано и не ограничеваться внутренними операциями ума.