Психоаналитическое движение

Психология (учебно-методическое пособие)
Психоаналитическое движение: динамика психических структур. К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937).

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания Фрейд преобразовал понимание предмета психологии. Он показал роль мотивационных факторов как объективных, независимых от того, что шепчет ему голос самосознания, регуляторов поведения.

У Фрейда было много учеников: 1) Юнг Карл (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937).

Юнг ввел понятие о коллективном бессознательном. В бессознательную психику по Фрейду могут войти явления, вытесненные из сознания. Юнг считал, что они никогда не могут быть индивидуальными, приоритетными, они являются даром далеких предков.

Несколько архетипов.

Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, галюцинациях, а также в творениях культуры.

Юнг разделил человеческие типы на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь), сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг вслед за Фрейдом дал имя либидо. Но он считал неправомерным отожествлять его с сексуальным инстинктом.

Адлер модернизировал психоанализ, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверх компенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими.

В комплексе неполноценности скрыт источник неврозов.

Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникли новые варианты объяснения и лечения неврозов, комплексов, психических травм динамикой неосознаваемых влечений. Менялись и взгляды Фрейда на структуру и динамику личности. Она состоит из 3 составляющих — «Оно», «Я», и «Сверх-Я». «Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представляется как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с принципом удовольствия, «Я» ориентируется на принцип реального, «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями, принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животного биологического опыта в теории Фрейда. «Я» — это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» — это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитатели и другие люди, с которыми человек вступая в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, произведения литературы и искусства.

«Оно» — т.е. бессознательное постоянно требует удовлетворения потребностей человека и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояние.

Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно» находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения. Потому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я», сознания, которое действует в соответствии с принципом реальности, стремится примерить обе конфликтующие стороны, т.о., чтобы влечения «Оно» были удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Бихевиоризм. Под влиянием их идей возникает новое мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведения, понятое как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Манифест новой школы (1913) У. Уотсона.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (от нем gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшие в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание гештальтпсихология уделила исследованию высших психических функций человека ( восприятия, мышления, поведения и др.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка.

Левин: динамика мотивации. «Теория поля».

Изучение уровня притязания.

Курт Левин (1890-1947). Теория немецкого психолога К. Левина сложилась под влиянием успехов точных наук — физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физики и биологии. В 1914 г. он сближается с Келлером, Вертгаймером (основатель психологии). Их близость связана с общими взглядами на природу психического и с попыткой в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Но Левин сосредоточился на изучении личности человека.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название теории психологического поля. Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют в то же время такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассмотрел как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом напряжении человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей — биологических и социальных (квазипотребности).

Потребности в структуре личности не изолированы, а находятся в связи друг и другом в определенной иерархии. При этом те социальные квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящийся в них энергией, этот процесс Левин назвал коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые на основе связанных коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом человек, не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение и это расширяет его адаптационные возможности.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов, такие феномены, как сохранение, забывание, волевое поведение связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Левиным в эксперименте было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу у человека, а также связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим.

Исследования Левина доказали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолевать непосредственное влияние поля, окружающих предметов, встать над полем, как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Левин приходит к важному понятию для него — временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Левин показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытие им понятия «уровня притязаний» и аффекта «неадекватности», которые проявляются при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причины отклоняющегося поведения и его коррекции. При этом, Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный и заниженный уровень притязаний, т.к. и в том и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

Эволюция школ и направлений

Необихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в тридцатые годы ХХ века. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды. Необихевиоризм дополнил его понятием «о промежуточных переменных» как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, неофрейдизм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Неофрейдизм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи, гештальтпсихологии и фрейдизма (Э.Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К.П. Халл), необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиорической доктрины, сохранив установку на биологизацию человеческой психики. (Словарь. Психология. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 237.)

Американский психолог Б.Ф. Скиннер окончил Гарвардский университет, защитив в 1931 г докторскую диссертацию .В течении последующих пяти лет Скиннер работал в Гарвардской медицинской школе ,занимаясь исследованием нервной системы животных. Большое влияние на его научные интересы оказали работы основателя теории бихевиоризма Уотсона и работы Павлова по формированию и изучению условных рефлексах. После нескольких лет работы в Миннесотском университете и в университете Индианы , Скиннер становится профессором Гарвардского университета ,оставаясь в нем до конца жизни .Он также становится членом национальной академии наук, его работы приобретают всемирную известность. Однако первоначальное стремление стать писателем приводит Скиннера к идее связать две его основные потребности – в науке и в искусстве, что и реализуется в написанном им в 1949 году в романе “Уолден — 2” , в котором он описывал утопическое общество , основанное на разработаных им принципах обучения .

Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения.При этом он считал необходимым исключить из исследования все фикции,к которым прибегают психологи для объяснения вещей ,причин которых они не знают . К таким фикциям Скиннер относит многие понятия психологии личности, например понятие самости , автономии , свободы, творчества. С его точки зрения, не возможно говорить о свободе человека, так как он никогда реально сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой.

Скиннер выступал против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием влияния наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций .