Психология (учебно-методическое пособие)
Введение
Психология (учебно-методическое пособие)В современных условиях возрастает значимость психологического фактора в процессе совершенствования профессионального мастерства государственных служащих, повышения эффективности работы государственной службы в целом. Государственная служба нуждается в квалифицированных специалистах-психологах, которые могут обеспечить психологическую поддержку государственных служащих в разрешении их профессиональных и личностных проблем, задействовать психологические факторы повышения эффективности их деятельности, создания сложенной и эффективной команды. Подготовка специалистов-психологов со специализацией психология управления, квалификацией «психолог», специалист по работе с персоналом государственного и муниципального управления отвечает требованиям времени. (А.А. Деркач. М., 1998, с. 8).
Важной предпосылкой для формирования необходимых качеств профессионала является изучение учебного курса «Психология и педагогика». Его цель: вооружить будущих руководителей, специалистов знаниями закономерностей формирования и развития личности и трудового коллектива, помочь в овладении методами познания психологических особенностей подчиненных, эффективного влияния в совершенствовании макрохарактеристик конкретного человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности; раскрыть сущность педагогического процесса, основы его организации в различных условиях деятельности; обосновать сущность, содержание обучения и воспитания, а также их наиболее продуктивные модели, алгоритмы и технологии.
Данное учебно-методическое пособие состоит из четырех разделов: 1) Предмет и история психологии; 2) Психологические процессы и состояния; 3) Междисциплинарные понятия психологии; 4) Индивидуальные особенности человека. При построении планов семинарских занятий мы стремились к тому, чтобы дать возможность студентам более полно раскрыть методологические и теоретические положения лекционного курса, научиться самостоятельно работать с научной литературой, ознакомиться с методикой психологического эксперимента, понять закономерности формирования и развития личности, синтезировать, анализировать и обобщать психологические факты и делать правильные выводы.
Раздел 1. Предмет и история психологии.
Тема 1.1. Предмет и история психологии.
Узловые вопросы темы:
1.Исторический путь развития психологии. Донаучная психология. Возникновение и развитие психологии как науки о душе.
2.Направления научной психологии в Западной Европе и США. Психоанализ. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Гуманистическая психология. Основные направления отечественной психологии конца ХIХ начала ХХ века. Л,С, Выгодский и его школа. С.Л. Рубинштейн. Другие школы отечественной психологии.
3.Эволюция школ и направлений. Необихевиоризм. Неофрейдизм.
4.Становление психологии как науки о сущности и закономерностях развития психики.
Первые три темы, вошедшие в первый раздел, должны дать студентам представление об истории современной психологии как науке и о системе явлений, которые в ней изучаются. Обзор психологического пути развития психологии, начиная с Аристотеля до наших дней, дает студентам знания об основных психологических школах и направлениях, о психологах, конструировавших основы современной науки: З. Фрейде, К. Левине, В.Джеймсе, Л. Выготском и многих других и о том, что представляет сейчас та система знаний, которые составляют предмет психологической науки, та совокупность явлений, которые исследуются в ней.
Это позволяет студентам раскрыть содержание основных психологических концепций зарубежной и отечественной психологии, их принципиальные отличия и выделить противоположные основные направления в психологии ХХ века за рубежом. Принципиальные отличия в зарубежной и отечественной психологии.
Студенты должны знать и уметь раскрыть содержание основных психологических концепций отечественных авторов, среди известных подходов найти противоположные по основным принципам.
Психология — наука о законах психической деятельности, о психике как функции мозга, заключающейся в отражении объективной действительности.
Название науки «психология» происходит от греческих слов: «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово).
Выделяемую линию развития можно обозначить именами Аристотеля (284 — 322), Декарта (1592 — 1650), Спинозы (1632 — 1677), Локка (1632 — 1704), Гегеля (1670-1731), В. Вундта (1832 -1920), Г.И. Челпанова (1862 — 1936) и С.Л. Рубинштейна (1889 -1960). Образовательные программы, разработанные этими психологами, являются достаточно авторитетными и упоминаются практически в каждом пособии, входящем в массив современной отечественной учебной литературы по общей психологии.
Отправным и ключевым пунктом развития европейского психологического образования является трактат Аристотеля «О душе». В трактате изложена центральная часть (даже по современным оценкам) понятийно-терминологического аппарата психологии, выделено то общенаучное и категориальное окружение, которое позволяет этот аппарат описывать. Изложение материала отдельных глав начинается с выдвижения ориентационно-мотивационных утверждений, определенным образом квалифицирующих последующий текст, подготавливающих его восприятие. Так, вторая глава первой книги начинается следующим текстом: «Приступая к исследованию души, необходимо вместе с тем при возникновении трудных вопросов, которые подлежат выяснению в дальнейшем, принимать во внимание мнения о душе, высказанные предшественниками, чтобы позаимствовать у них сказанное правильно и избежать всего, что ими высказано неправильно». Глава вторая второй книги начинается так: «Так как всякое научение идет от неясного, но более очевидного к ясному и более понятному по смыслу, то именно таким образом попытаемся продолжить рассмотрение души». Глава четвертая второй книги: «Тому кто хочет исследовать способности души, необходимо выяснить, что такое каждая из них, далее исследовать все связанное с ней и все другое, сопутствующее ей».
Студенту рекомендуется в той или другой мере знакомство с этим произведением.
Аристотель — создатель не только логической науки, но и психологии, представленной в трактате «О душе», где дается понимание души явлений восприятия и памяти. Душа по мнению Аристотеля, представляет собой высшую деятельность человеческого тела.
Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель, живший в IV веке до н. э. (384 — 322), заложил первые камни в основании многих дисциплин. Его по праву следует считать также отцом психологии как науки. Им был написан первый курс общей психологии «О душе».
Кстати, важные для психологии положения содержатся и во многих других сочинениях Аристотеля: Этика, История животных. Риторика, Метафизика и других.
Касаясь предмета психологии, мы следуем в своём подходе к нему за Аристотелем. Сначала он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения.
Как бы высоко не поднялась мысль Аристотеля, обессмертив его имя, за ним стояли поколения древнегреческих мудрецов. Притом не только философов-теоретиков, но и испытателей природы, натуралистов, медиков. Их труды — это предгорья возвышающейся в веках вершины: учения Аристотеля о душе. Этому учению предшествовали революционные события в истории представлений об окружающем мире.
Приступая к оценке учения Аристотеля о душе, мы будем иметь в виду следующее правило: нужно уметь отделять при обсуждении философских учений неизменное содержимое от временной формы.
Не следует ни отбрасывать, как простые хитросплетения, ни почитать за вечные истины системы и взгляды, которые имели в своё время глубокое влияние на умы, а теперь принадлежат истории.
Знание о душе — от его первых зачатков на античной почве до современных систем — росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от общения с ценностями культуры — другой. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психологического. Однако её нет без взаимодействия с ними.
Коренной поворот в познании этой области и работе по построению предмета психологии принадлежат Аристотелю. Философы до Сократа, размышляя о психологических явлениях, ориентировались на природу. Они искали в качестве эквивалента этих явлений одну из её стихий, образующих единый мир, которым правят естественные законы. Лишь сопоставив эти воззрения с древней верой в души как особые двойники тела, можно ощутить их взрывную силу. Например, Гераклиту космос явился в образе «вечного живого огня», а душа («психея») — в образе его искорки. Всё сути подвержено вечному изменению: «Наши тела и души текут, как ручьи». Другой афоризм Гераклита гласил: «Познай самого себя». Но в устах философа это вовсе не означало, что познать себя -значит уйти в глубь собственных мыслей и переживаний, отвлекшись от всего внешнего. «По каким бы дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её Логос», — учил Гераклит.
После Гераклита в запас средств вошла идея закономерного развития всего сущего, в том числе «текущих как ручьи» тел и душ.
Демокрит же считал единым и для души, и для космоса не сам по себе закон, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений, но все они — неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых мы не знаем. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом. И благодаря ему добывалось по крупице научное знание о психике.
Афинский философ Анаксагор не принял ни гераклитово воззрение на мир как огненный поток, ни демокритову картину атомных вихрей. Началом целостных вещей он признавал «тончайшую вещь», которой дал имя «нус» (разум).
Все три принципа, утверждённые философами, о которых шла речь (Гераклитом, Демокритом, Анаксагором), создавали главный жизненный нерв будущего научного способа осмысления мира, в том числе и научного познания психических явлений. Какими бы путями ни шло это познание в последующие века, оно имело своими регуляторами три идеи: закономерного развития, причинности и организации. Открытые две с половиной тысячи лет назад принципы стали на все времена основой объяснения душевных явлений.
А дальше были софисты, которые совершили поворот от природы к человеку; Сократ с его новым понятием о душе.
Далее, опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения (диалога), Платон сделал следующий шаг. Он под новым углом зрения оценил процесс мышления. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и одинаково отрицая».
Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь.
Платон мыслил душу как созерцательницу идей. Каким же образом осевшая в бренной плоти душа приобщается к вечным идеям? Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. Душа вспоминает то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения.
Грянула великая интеллектуальная революция, от которой следует вести счёт новому воззрению на психику. После софистов и Сократа в объяснениях души наметился поворот к пониманию её деятельности как феномена культуры. Ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы. Они — порождения духовной культуры.
Для обеих ориентации — и на природу, и на культуру -душа выступала как внешняя по отношению к организму реалия, либо вещественная (огонь, воздух и др.), либо бесплотная (средоточение понятий, общезначимых норм и др.). Шла ли речь об атомах (Демокрит) или об идеальных формах (Платон) — предполагалось, что и одно и другое заносится в организм извне.
Аристотель преодолел этот способ мышления, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощрённым дуализмом Платона. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.
Душа, есть не что иное, как принцип живого тела.
Аристотелевская физика исследует не только физический универсум и его структуру, но также и сущее в нем, т.е. существа неодушевленные без разума, существа одушевленные и существа, наделенные разумом. Одушевленным существом Стагирит посвящает множество своих трактатов, среди которых особой глубиной и оригинальностью отличается его трактат «О душе».
Одушевленные существа отличаются от неодушевленных тем, что они обладают началом, дающим жизнь, и это начало есть душа. Так что же такое — душа? Для ответа на этот вопрос Аристотель воспроизводит свою гилеморфическую метафизику реальности, согласно которой все вещи суть сплав материи и формы, что материя — это потенция, в то время как форма — это entelechia, или акт. Это имеет силу, разумеется и для живых существ. Живые тела обладают жизнью, но, не сама жизнь — тело, оно — лишь материальный субстрат, потенциал, форма или акт которого — душа. Отсюда знаменитое определение души с долгой счастливой судьбой: «Необходимо считать душу субстанцией, формой физического тела, имеющего жизнь в потенции, но субстанция как форма есть энтелехия (акт); душа, следовательно, есть энтелехия таким образом устроенного тела», «душа — первая энтелехия физического тела, имеющего жизнь в потенции».
I. Состав произведения «О душе».